Автопром СССР экспортировал 300-400 тыс. автомобилей ежегодно, в основном в дружественные соцстраны, а также и в капиталистические страны Северной и Южной Америки и Европы. Вот краткий перечень капстран для экспорта советских авто — Германия, Бельгия, Финляндия, Австрия, Голландия, Италия, Норвегия, Швеция, Индонезия, Греция, Кипр, Англия, Канада, Панама, Колумбия, Никарагуа, а также страны Ближнего Востока. В 1956 году специально для экспорта автомобилей была создана организация «Автоэкспорт».
Первым экспортным авто советского автопрома стала легендарная "Победа" ГАЗ М-20. Она экспортировалась с 1949 по 1958 год.
Победа-кабриолет — фото по лицензии pixabay.comПобеда-классика — фото по лицензии pixabay.com
Позднее к "Победе" присоединились "Москвичи", "Волги", "Запорожцы". Они имели для экспорта более престижное внешнее оформление и улучшенную отделку (с хромированными и деталями) и, как правило, были с форсированным двигателем. Англичане ценили «Волгу» за ее габариты, комфорт, звукоизоляцию, плавность хода, долговечность. «Москвичи» стоили дешевле и пользовались хорошим спросом за границей до конца 1960-х годов. Это приносило валютную выручку государству. В 1965 году на экспорт было отправлено 45% от общего выпуска, в 1967 — 51%, в 1969 — целых 64%.
Москвич-403 — фото автора Emslichter по лицензии pixabay.com
Волга ГАЗ-21 — фото Артема Апухтина по лицензии pixabay.com
Самые дешевые украинские "Запорожцы" также пользовались высоким спросом. Так как выговорить название автомобиля иностранцам было трудно, то для экспорта машину переименовали в Jalta, Eliette и ZAZ.
ZAZ-965, или "горбатый запорожец" — фото по лицензии pixabay.com ЗАЗ-968 — мал, да удал — фото jdblack по лицензии pixabay.com
Еще один недорогой украинский автомобиль ЗАЗ 1102 — Таврия шел на экспорт в 1988-1993 годах в небольших количествах.
Экспорт советского автопрома значительно увеличился с появлением семейства «Лады» — классики ВАЗ-2101 — 2107, переднеприводных ВАЗ-2108 — 2109 (Lada Samarа) и полноприводных внедорожников ВАЗ-2121 и ее модификаций. Продукция АвтоВАЗа неплохо расходилась и в Австралии, и в Западной Европе. Многие годы из Тольятти продавали за границу более 100 тысяч автомобилей. В 1985 году экспортные объемы составляли 76,5 тысячи штук, 137 тысяч — в 1986 году и рекордные 157 тысяч — в 1988 году.
Инфографика автоэкспорта СССР с сайта aif.ru
А что сегодня? Согласно последнему отчету агентства автомобильной статистики «АВТОСТАТ», самой продаваемой на экспорт из России моделью сегодня является LADA 4×4 (более 6 тыс. единиц). В тройку лидеров по экспорту вошли также LADA Vesta (4,3 тыс.) и Skoda Kodiaq (3,9 тыс.). По итогам 2019 года российский экспорт легковых автомобилей составил более 110 тыс. единиц, что не может не радовать. Российский автопром возрождается.
Если этот пост Вам понравился, буду рад новым подписчикам, комментариям, лайкам :). Подписаться на мой канал можно, пройдя по
Источник: