В рейтинг «Три миссии института» в 2020 году вошли институты из 97 государств мира, в том числе 101 университет из Рф. В топ-100 рейтинга представлены три русских участника – Столичный муниципальный институт им. М.В. Ломоносова (21-е пространство), Санкт-Петербургский муниципальный институт (40-е пространство) и МФТИ (46-е пространство).
«В 2020 году рейтинг «Три миссии института» включает 1500 институтов из 97 государств мира, что позволило ему стать более презентабельным академическим рейтингом в мире. От Рф в рейтинг заходит 101 институт. По количеству участников перечня Наша родина вместе с США (Соединённые Штаты Америки — государство в Северной Америке) и Китаем вошла в тройку глобальных фаворитов. Ведущие российские университеты улучшили свои позиции, – отметил Виктор Садовничий, ректор МГУ (Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова) имени М.В. Ломоносова, президент Русского Союза ректоров. – Это является беспристрастным и приятным свидетельством того, что русское образование высоко конкурентоспособно на мировом уровне».
Наибольшее количество наилучших вузов мира размещено в странах Европы – 493 института (практически 33% от публикуемого перечня). К Европе впритирку приблизилась Азия (32%), дальше следует Северная Америка (практически 17%). На долю Рф и Латинской Америки приходится по 7% наилучших институтов. Замыкают перечень макрорегионов Австралия и Океания (3%), также Африка (2%).
В высшей части рейтинга, как и в прошедшем году, преобладают институты США (Соединённые Штаты Америки — государство в Северной Америке). Но господствующее положение Америки в топ-3 рейтинга слегка пошатнулось: в первый раз в тройку фаворитов рейтинга вошел Кембридж, а следом расположился Оксфорд – английские университеты оттеснили на 5-е пространство бронзового призера прошедшего года – Институт Пенсильвании.
Анализ первой, образовательной миссии дозволяет прийти к выводу о наличии паритета меж Европой и Америкой: в топ-30 субрейтинга «Образование» вошло 13 институтов из Европы и столько же институтов по другую сторону Атлантики. Посреди европейских институтов лучшие образовательные результаты проявили Кембридж, École Polytechnique (Франция) и МГУ (Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова) им. М.В. Ломоносова (Наша родина), а из североамериканских институтов более высшую оценку получили MIT и Гарвард. Основным козырем американских вузов является финансирование, в то время как более очевидное преимущество Старенького Света – кадровая обеспеченность институтов и высочайшая конкурентоспособность студентов: европейская молодежь выступает на популярных интернациональных олимпиадах существенно успешнее собственных американских сверстников.
Свойство образования – более мощная сторона русской высшей школы. Сходу 5 учебных заведений Рф вошли в топ-100 субрейтинга по группе критериев «Образование»: это МГУ (Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова) им. М.В. Ломоносова, СПбГУ, МФТИ, НИУ ВШЭ, НИЯУ МИФИ. Русские университеты являются глобальными фаворитами по победам студентов в популярных интернациональных олимпиадах: представители Рф достигают фуррора в таковых соревнованиях в 5 раз почаще, чем учащиеся из США (Соединённые Штаты Америки — государство в Северной Америке), и в 4 раза – чем студенты английских вузов. По обеспеченности студентов научно-педагогическими кадрами Наша родина не уступает Германии и Китаю и превосходит Англию. Не считая того, все крайние годы русские университеты показывали осязаемые успехи и в вербовании зарубежных студентов: в среднем по вошедшим в рейтинг российским университетам этот показатель составляет 11,6%, что выше, чем у соперников из США (Соединённые Штаты Америки — государство в Северной Америке) (10,8%).
Оценка научной миссии институтов дозволяет прийти к выводу о очевидном приемуществе англоговорящих государств. В топ-30 доминируют институты США (Соединённые Штаты Америки — государство в Северной Америке), компанию которым составляют университеты Канады, Англии и Австралии. Преимущество США (Соединённые Штаты Америки — государство в Северной Америке) в субрейтинге «Наука» обосновано огромным исследовательским бюджетом институтов и высочайшим уровнем цитирования публикаций. Из русских вузов в топ-100 институтов по уровню научно-исследовательской деятельности в 2020 году в первый раз вошел МГУ (Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова) им. М.В. Ломоносова, а МФТИ и СПбГУ расположились во 2-ой сотке соответственного субрейтинга.
При оценке третьей миссии зафиксировано более богатое географическое обилие фаворитов. Так, в высшей части субрейтинга «Институт и общество» расположились представители Северной Америки (США (Соединённые Штаты Америки — государство в Северной Америке), Канада), Латинской Америки (Мексика, Бразилия), Европы (Наша родина, Англия), Азии (Япония, Китай, Гонконг, Тайвань), также Австралия.
Характеристики, относящиеся к «третьей миссии», стали принципиальным подспорьем для роста русских вузов в рейтинге 2020 года. Большего прогресса Наша родина достигнула по двум показателям – количеству массовых открытых онлайн-курсов (МООК) и размеру интернет-аудитории веб-сайтов. Всего за год прирост количества МООК на платформах Coursera и edX у русских вузов составил 77%. Больший вклад в повышение результата Рф занесли НИУ ВШЭ, СПбГУ и МФТИ.
Аудитория веб-сайтов русских вузов в 2020 году выросла в среднем на 69%, что явилось беспримерным результатом на фоне общемировой тенденции к сокращению аудитории веб-сайтов институтов. С одной стороны, этому содействовал эффект «низкой базы» – в прошедшем году русские университеты уступали западноевропейским по популярности в 2-3 раза. Но при всем этом резкий рост аудитории стал приятным свидетельством потенциала интернет-технологий, в каком русским университетам в один момент пришлось убедиться опосля масштабного перехода в онлайн из-за эпидемических ограничений.
«Три миссии института» первым из глобальных рейтингов отреагировал на конфигурации в мировом образовании из-за пандемии коронавируса. «Широкий диапазон критериев дозволил нам уже на данный момент оценить конфигурации во содействии института и общества: рост числа онлайн-курсов, понижение веб-аудитории институтов в симпатичных для образовательной передвижения странах.
И эти данные уже воздействовали на результаты публикуемого нами рейтинга, – отметил генеральный директор Ассоциации составителей рейтингов Дмитрий Гришанков. – Тогда как рейтингам первого поколения, очень зависящим от характеристик интернациональной интеграции, видимо, придется серьезно поменять методологию. Интернациональная мобильность снизилась, и почти все за рубежом поняли: процент иноземцев в институте и частота цитирований научных работ – далековато не всё, что требуется для определения подлинной силы института».
Комментируя воздействие пандемии на академические рейтинги, редактор University World News Ричард Холмс отметил: «Рейтинги будут изменяться вослед за институтами, хотя, может быть, и не сходу. Возможно, на замену рейтингам, сфокусированным на исследовательской деятельности, ресурсах институтов, их репутации и глобальной ориентированности, будут приходить рейтинги, пытающиеся оценить уровень инклюзивности вузов, их действие на окружающую среду, социальные нюансы их деятельности либо, к примеру, опыт студентов».
Справка о рейтинге «Три миссии института»
Столичный интернациональный рейтинг вузов – принципно новейший академический рейтинг, который в первый раз оценивает все три главные миссии института: образование, науку и взаимодействие с обществом. Методология рейтинга прошла масштабное публичное обсуждение, в каком приняли роль выше 100 институтов. Для составления рейтинга употребляются лишь конкретные аспекты, одобренные интернациональной группой профессионалов. Репутационные опросы стопроцентно исключены.
Формирование рейтинга инициировано Русским Союзом ректоров в согласовании с поручением Президента Рф В.В. Путина. Оператор рейтинга – Ассоциация составителей рейтингов, рэнкингов и других оценок эффективности (АСР), членами которой являются ведущие рейтинговые и исследовательские центры. Проект реализуется с внедрением гранта Президента Русской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов.
Поддержку проекта производит компания Clarivate Analytics, являющаяся поставщиком данных и метрик из InCites и Global Institutional Profiles Project (GIPP).
Пилотная версия Столичного интернационального рейтинга вузов «Три миссии института» была размещена в декабре 2017 года, 2-ая версия рейтинга – в ноябре 2018 года, 3-я – в сентябре 2019 года. Рейтинг удачно прошел независящий аудит компании «ПрайсвотерхаусКуперс Аудит», входящей в глобальную сеть PwC.
Полная версия материалов рейтинга на российском языке публикуется в издании RAEX Rating Review (при цитировании ссылка на www.raex-rr.com неотклонима). Многоязычный веб-сайт рейтинга: www.mosiur.org.
Таблица 1. Столичный интернациональный рейтинг вузов «Три миссии института», 2020 год: топ-30
Источник: