Президентская библиотека – к юбилею Афанасия Фета — lets-store.ru

5 декабря (23 ноября по старенькому стилю) 1820 года, ровно 200 годов назад, в усадьбе Новосёлки Мценского уезда Орловской губернии родился Афанасий Фет – узнаваемый российский поэт, приверженец «незапятнанного искусства», член-корреспондент Петербургской академии.

В год юбилея поэта фонд Президентской библиотеки предоставляет возможность узреть портрет Фета художника Ильи Репина и прочесть прижизненные публикации его стихов в журнальчике «Российский вестник» с 1863 до 1892 года. Погрузиться в мир поэзии Афанасия Фета можно, ознакомившись с изданиями XIX века – сборником «Историко-литературные очерки» (1895) историка литературы Леонида Майкова, книжкой философа Николая Страхова «Заметки о Пушкине и остальных поэтах» (1897), а также современными исследовательскими работами его творчества: авторефератами диссертаций Марии Глушковой «Философская лирика Афанасия Фета» (2010), Виктории Гончаровой «Пространственные свойства мира в языке поэзии А. Фета» (2012) и иными работами.

Николай Срахов писал: «Больше всего у Фета поразительна конкретно та лёгкость, с которою он подымается в область поэзии. <…> …Наш поэт конвертирует в чистейшую поэзию различные черты нашей жизни».

Какой была эта окружавшая поэта жизнь, как он её лицезрел и принимал, сказал он сам в неповторимом издании «Мои мемуары. 1848–1889» (1890), доступном в электрическом фонде Президентской библиотеки.

В вступлении к воспоминаниям Фет отметил: «Я уверен, что в моих мемуарах, как и во всякой иной вещи, любой будет созидать то, что кажется ему более соответствующим». Эти мемуары дают полное, целостное представление о главных событиях жизни поэта, его упражнениях, пристрастиях, домашнем и литературном окружении. Собственный рассказ он начал с описания уклада и характеров собственной семьи – таковыми, какими он узрел их, прибыв в отпуск из полка в должности полкового адъютанта:

«Хотя старик отец по принципу никому не высказывал собственных одобрений, но бывшему эскадронному командиру видимо было приятно, что я занимаю в полку видное пространство. В доме я застал наименьшую нашу сестру Надю, не так давно кончившую учение – смолянку, совсем неопытную, по внешности очень увлекательную, пылкую и пытливую семнадцатилетнюю даму. Несмотря на краткосрочное пребывание дома, я, с собственной стороны, старался поддерживать ея любознательныя и эстетическия рвения; естественно, тайком от отца, считавшаго Державина величавым поэтом, а Пушкина аморальным писателем…»

Афанасий Фет сказал в данной нам книжке о самых различных сторонах собственной насыщенной жизни в Рф и за границей. Это и охота на птиц – вальдшнепов, рябчиков, куропаток, тетеревов, и «рыбная ловля подо льдом», и шикарные обеды у аристократов, когда «серебряныя блюда разносились ливрейною прислугою», и дружественные встречи, и визиты к медикам, и дорожные воспоминания. Он также привёл бессчетные письма к нему очеркиста и переводчика Василия Боткина, писателей Александра Дружинина, Ивана Тургенева и Льва Толстого, представляющие из себя не только лишь дружественные послания, да и эталоны эпистолярного жанра, и наинтереснейшие биографические свидетельства.

Остроглазый взор художника и талант дозволили Фету передать атмосферу, царившую в круге его общения: «…я в один прекрасный момент вечерком растворил дверь в кабинет Некрасова и неожиданно захватил тут весь литературный кружок. – О! а! э! и! раздалось со всех сторон. Меж иным и Дружинин с улыбкою, протягивая мне обе руки, звучно воскрикнул: „На суку зигзагообразном и дивном!“ – повторяя мой, спасённый его разъяснениями, стих. <…> Очень весело передавал Тургенев, в лицах, недоумения и споры, возникавшие в кругу моих друзей по поводу разъяснений того либо другаго стихотворения».

Поэт признавался: «…Меня заинтересовывают не встречавшияся картины, а лица, посланныя судьбою в русло моей жизни, без которых самая прожитая жизнь невозможна и даже невообразима…».

В издании «Мои мемуары…» перед читателем стают все слои общества середины XIX века. К неким персонажам Фет относится критически. Вот, например, что он писал о графине Кушелевой: «…была ещё писаная кросотка, если лишь не в буквальном значении слова. Как я слышал, граф купил её у некоего К. за 40 тыщ рублей и, как видно, неразборчивая кросотка, попавши из бедной среды в миллионы, предалась необузданному мотовству. Гласили, что четыре раза в денек модистки приезжали к графине с новенькими платьицами, а потом она часто добивалась то либо другое платьице и расстреливала его из пистолета». Совершенно другого описания, вызывающего добрую ухмылку, удостоился кучер и слуга Фета Иван: «…при взоре на его рябыя приподнявшияся скулы и слегка прижмуренные, смеющиеся серенькие глазки, я тотчас увидал, что с ним случилось что-либо курьёзное. <…> При всем этом он прибегнул к обыкновенному собственному жесту, которым выражал последнее смущение и застенчивость: раздвинув пальцы рук, он, образуя вроде бы забрало, закрывал им глаза, хотя и продолжал глядеть в промежутки меж пальцами».

Поэтическое видение мира окрашивает почти все сцены и пейзажи в воспоминаниях: «Острыя верхушки тополей дремали в пригревающих лучах сентябрьскаго солнца, падалица пестрела вокруг толстых стволов яблонь, образующих старенькую аллейку просёлка, которою зàмок соединён с шоссе. Из-под скошеннаго жнивья начинал, зеленея, выступать лохматый трилистник… на пригорке два плуга, запряжённые парами дюжих и сытых лошадок, медлительно двигались вереницей, оставляя за собою свежия, темнобурыя полосы».

«Мои мемуары…» – это картина целой эры, увиденной и показанной не флегмантичным наблюдателем, а активным и сопереживающим участником событий. Книжка помогает поглубже и полнее осознать её создателя – поэта-лирика и писателя Афанасия Фета.

Источник: russia-on.ru

Добавить комментарий