Мотосезон начался совсем недавно, а в Нижегородской области уже есть случаи травм и даже гибели мотоциклистов. По окончании учебного года в сводках начали мелькать несовершеннолетние байкеры — например, совсем недавно с разницей в три дня погибло двое подростков в фактически одинаковых ситуациях. Эксперт в области безопасности дорожного движения и действующий сотрудник аппарата уполномоченного по правам человека Игорь Михайлушкин рассуждает о том, откуда у детей доступ к опасным игрушкам и что со всем этим делать.
— Около 10 лет назад произошло второе рождение транспортного средства мопед, только под брендом скутер. И это был период, когда чуть ли не каждое пятое ДТП в Нижегородской области было с участием скутеров. Этому способствовали доступность по цене и, скажем так, определенные правовые пробелы. Скутер — это транспортное средство, которое можно было купить в продовольственном магазине, где они продавались прямо между банок с тушенкой и телевизорами.
Аргументы для продажи порой выбирались типа «водительское удостоверение не нужно, ездить можно пьяным». Это была некая альтернатива для водителей, которым за рулем ехать нельзя, — садись и управляй этим весьма забавным транспортом.
Доступность скутеров привела к тому, что они стали попадать в руки несовершеннолетних. Достаточно легкое отношение к скутеру позволило приобретать его в качестве подарка на летние каникулы после 5, 6, 7-го класса и так далее. Потребовались годы законодательной работы с привлечением экспертного сообщества, чтобы неким образом обуздать эту вакханалию. И, наверное, частично это удалось, потому что в настоящее время на управление мопедом-скутером требуется водительское удостоверение. И водитель мопеда попадает и под действие Кодекса об административных правонарушениях, и под действие Правил дорожного движения. То есть частично эти правовые пробелы удалось заполнить. Единственное, они не регистрируются как транспортное средство.
Хотя частично проблема была решена, проблема доступности и и возможности управлять этим транспортом для детей осталась уже где-то на подкорке у родителей. И это сразу порождает несколько проблем. Начиная с того, что, хотим мы или не хотим, возраст участников дорожного движения для водителей ограничен.
В мае этого года на этом кросс-байке разбился 15-летний школьник в Кстове. Юноша не справился с управлением и врезался в столб
Фото: УГИБДД по Нижегородской области
Есть всякие детские автошколы и аттракционы, когда дети даже дошкольного возраста катаются и на картах, и на мопедах, и на мотоциклах. Это подается как некий забавный досуг. Всё это на совести родителей. Но опять-таки, когда это происходит не на дорогах общего пользования, а на неких закрытых площадках, конструктивно оборудованных для маленьких детей, в том числе на достаточно серьезной технике, это не является ситуацией дорожного движения.
А когда мы говорим про водителя в возрасте 12, 13, 14 лет, здесь еще нет физиологической готовности к управлению транспортом на уровне биологии. Это и скорость рефлексов, и скорость принятия решения. Участие в дорожном движении — это достаточно серьезный процесс решения именно физических задач. Учитывается и время инерции, и скорость, и что такое импульс, как распределяются усилия, как распределяются вектора в случае ДТП, поворота… Это сложно, и нужно понимать с точки зрения физики, какие происходят процессы. Может не хватать физических кондиций — ведь, хотим мы или не хотим, но до всего надо дорасти.
В прошлом году два ребенка на мопеде попали под колеса «Урала». Чудом никто из них не погиб
Фото: Сергей Орлов
Необходимо дорасти и с точки зрения понимания дорожного движения, и физических кондиций, и в правовом отношении. Да, участие в дорожном движении — это правовая задача. В том числе юридическая ответственность за нарушения ПДД, за возможный причиненный ущерб третьим лицам, пассажирам. Потому что зачастую они не только сами рискуют, но и пытаются перевозить друзей — в лучшем случае одного, а в худшем — и двух, и трех.
Допустим, они опрокинулись — кто будет отвечать за ущерб в этой ситуации? Если сами они еще ограниченно дееспособны в плане возраста?
Зачастую не родители покупают ребенку этот мопед, когда он стоит (уже бэушный) 10–15 тысяч рублей. На него можно заработать за лето, сэкономить на школьных обедах, попросить у бабушки на день рождения… Иногда родители не знают, что у ребенка есть транспортное средство. Иногда оно приобретается компанией подростков как некая совместная собственность. И тогда вообще непонятно, кто ее владелец и кто будет отвечать, если они опрокинулись, или наехали на столб, или сбили пешехода, или врезались в Maybach. А такие ситуации бывают.
Конечно, когда идет расследование уголовного дела, если, не дай бог, произошла трагедия, тогда следователь обязан установить все причины, которые способствовали совершению ДТП. И он обязан вынести должностное представление лицам об устранении этих причин. Конечно, если в ходе расследования смертельного ДТП будет установлено, какие действия родителей привели к такому печальному итогу… Но опять-таки нужно доказать прямой умысел, что никому не удастся. Какую-то халатность, самонадеянность — да. Но никто не покупает ребенку мопед, чтобы он сломал себе руку/ногу/шею или навредил товарищу.
Я вас уверяю, ни один даже самый плохой родитель не желает ребенку зла, трагедии, изломанной судьбы или искалеченного здоровья. Все хотят подарить ему несколько счастливых минут, показать свою любовь, стимулировать к хорошей учебе или поведению, или чтобы не пил алкоголь, а лучше ездил на этом мопеде. Подавляющее большинство родителей покупают их из лживых представлений о том, как подарить ребенку радость.
Сейчас мопеды и скутеры более-менее «обузданы», потому что они прописаны в законодательстве, есть некая мера ответственности. Но появился новый вид транспортных средств — всевозможные электросамокаты, гироскутеры, моноколеса и так далее. Они совершенно разные, в разных местах продаются, и тут тоже есть свои тонкости.
В Правилах дорожного движения внесена электрическая техника, которая имеет мощность двигателя более 250 ватт. Но продавец может сам немного вводить вас в заблуждение: вот вы покупаете электросамокат, в лучшем случае вы найдете его мощность на двигателе. Либо есть возможность перепрошивки. На ряде моделей скорость ограничена программным обеспечением, и есть возможность ее принудительно изменить. И мы получаем не 20 километров в час, которые прописаны в инструкции, а гораздо более серьезные значения.
И здесь надо понимать опасность всевозможных моноколес и самокатов. Если на мопеде человек хотя бы обязан иметь шлем, то тут мы по уровню защиты получаем пешехода, а по возможности травмы — практически мотоциклиста. Падение гироскутеристов и самокатчиков не будут относиться к ДТП. Их Госавтоинспекция не учитывает. ДТП — это всегда событие, где участвует хотя бы одно механическое транспортное средство. Если взрослый дяденька на электросамокате наедет на ребенка на улице Большой Покровской и причинит ему вред, это не будет ДТП. Несчастный случай — да. Будет проверка, безусловно, будут смотреть, за что привлечь.
Изучая практику использования этого ТС в ряде автомобильных европейских стран, где всё это появилось пораньше, можно сделать вывод о том, что во многих странах доступно только ограниченное использование в парках, каких-то прогулочных зонах. Где-то они подлежат обязательной регистрации. Что тоже говорит о том, что это достаточно опасное дело.
Прежде чем купить ребенку гироскутер, вы попробуйте сами проехать на нем. Потому что это требует определенных навыков, координации, умений и так далее. Есть ли необходимость приобретения именно такого подарка? Здесь необходимо именно подключать элемент родительской заботы. Любить ребенка — это не значит потакать всем его слабостям. Доказать свою любовь ребенку можно и другими способами. Возможно, прозвучит несколько радикально, но, может быть, лучше пусть в PlayStation сидит играет?
Наверное, мне какой-нибудь другой специалист в области детской психологии скажет: «Вы что, дети от компьютеров становятся плохими», — но он, по крайней мере, не убьется в ДТП.
Наверное, истина где-то между этими полярными точками зрения. Наверное, необходимо ребенка приучать к совместному досугу, к рыбалке, спорту и так далее. Но надо понимать, что сейчас распространение транспортных средств такое высокое, что в определенном возрасте водительское удостоверение будет практически у всех.
Если еще в годы моей юности наличие прав было некой профессиональной компетенцией, то сейчас уже даже в резюме не пишут о наличии прав категории В — они по умолчанию есть у всех.
Все сядут за руль. Но пускай это произойдет после соответствующей подготовки, после того как человек, пройдя медкомиссию, докажет свою способность участвовать в дорожном движении, научится это делать, дорастет физически и социально до этого.
Всё будет хорошо у детей: и хорошие мотоциклы, и удобные автомобили, и загородные поездки, и интересные путешествия, и приключения, но это должно быть всё на законных основаниях. Когда их участие в дорожном движении будет разрешенным, логичным и от этого безопасным.
А подталкивать их к этому и неким образом стимулировать не законопослушное изначально воспитание — не нужно. Ведь все прекрасно понимают, что, сажая 10-летнего ребенка за руль своей машины: «Пускай пацан растет, пускай готовится ко взрослой жизни и привыкает», — это воспитание стереотипов незаконопослушного поведения.
Сегодня ты поедешь там, где нельзя, потому что никто не видит, а завтра он сам возьмет твою машину и поедет. И не на вечерней дороге в деревне один, а с друзьями по городу. Вот в чём беда.
Всё у детей будет. Но когда они до этого дорастут.
— Всё будет хорошо у детей: и хорошие мотоциклы, и удобные автомобили, и загородные поездки, и интересные путешествия, и приключения, но это должно быть на законных основаниях
Фото: Наталья Бурухина
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Источник: