Это был единственный выпущенный и испытанный автомобиль с газовой турбиной, который мог работать на дизельном топливе, неэтилированном бензине, керосине, реактивном топливе JP-4 и даже на растительном масле.
После того, как автомобиль был представлен на международном рынке, Chrysler Turbine был представлен с некоторыми интересными альтернативами топлива, аутентичными для определенных стран и культур. Во Франции Chrysler Turbine была заправлена Chanel No 5, а президент Мексики, как сообщается, заливал в Chrysler текилу. Но как работает газотурбинный двигатель? В отличие от поршней, которыми оснащено большинство автомобильных двигателей, которые сегодня используются на дорогах, газотурбинный двигатель не зависит от бензинового топлива, поэтому они чаще всего используются в реактивных вертолетах и самолетах. Поскольку они лучше всего работают на высоких скоростях и высоких температурах, типичные автомобильные действия, такие как ускорение или холостой ход, снижают эффективность газотурбинного двигателя, заставляя его глотать все, что горит, будь то растительное масло или текила. Таким образом, хотя отсутствие зависимости от бензина дает значительное преимущество, в некотором смысле газотурбинный двигатель лучше в теории, а не на практике.
Разработанная Элвудом Энгелем, который был ответственным за разработку Lincoln Continental 1961 года, все в Chrysler Turbine напоминало реактивные самолеты, как для глаз, так и для ушей. Энгель также работал над моделями Ford Thunderbird 1961-1963 годов, и некоторые люди думали, что дизайн Chrysler Turbine настолько похож на дизайн Thunderbird, что они окрестили Turbine «Engelbird». Но это была не птица. Турбина ревела громко, как реактивный двигатель, и больше походила на то, что ее следовало поставить в ангаре, а не в домашнем гараже. Двухдверное купе, построенное на шасси Chrysler 2+2 среднего размера, имело кузов с жесткой крышей, который производился в Гии, Италия. Оснащенный газотурбинным двигателем Chrysler четвертого поколения, автомобиль Turbine мог развивать мощность в 130 лошадиных сил с крутящим моментом 425 Нм и имел расход топлива 14,5 миль на галлон, 18-19 по шоссе. Двигатель Turbine с трехступенчатой трансмиссией TorqueFlite не был похож ни на один другой двигатель того времени.
Так что же такого особенного в Chrysler Turbine по сравнению с другими автомобилями? В целом, двигатель было легче обслуживать, чем обычные двигатели, потому что он имел только пятую часть движущихся частей обычного двигателя. Кроме того, газотурбинный двигатель не нуждался в замене масла и уменьшал количество вредных выбросов в атмосферу. Выхлопные газы не выделяли углекислый газ или несгоревший углерод. Вы можете подумать о Chrysler Turbine как о крестном отце экологичных автомобилей, безусловно, он предшественник сегодняшних продолжающихся исследований и разработок водородных топливных элементов. Если это правда, то куда именно он пропал? И почему? Хотя Chrysler Turbine не выделяет слишком много вредных выбросов, за которые критикуют другие автомобили, он действительно выделял оксиды азота. В качестве небольшого урока по науке, оксиды азота считаются основным загрязнителем Агентством по охране окружающей среды (EPA), которое перечисляет их как «загрязняющие вещества» наряду с озоном, свинцом, оксидом углерода, оксидами серы и твердыми частицами. В то время разрабатывались правила, регулирующие смог, и в конечном итоге ратифицированные как Закон о чистом воздухе 1971 года, помешали бы окончательному производству Chrysler Turbine, если Chrysler не придумает способ контролировать эти вредные выбросы. Кроме того, водители жаловались на медленный разгон автомобиля и частые остановки. Его мощность была очень высокой, и машине требовалось большое количество топлива для работы.
Chrysler просто не мог найти способ обойти эти постоянные проблемы, поэтому автомобиль, несмотря на его исключительные нововведения, так и не попал в автосалон, и в 1964 году производство было окончательно прекращено. Одной из основных проблем, которую Chrysler Turbine не могла решить, была стоимость. Не то чтобы они когда-либо продавались в выставочном зале, но если бы они продавались, то стоимость этого неэффективного автомобиля с реактивным двигателем оценивалась примерно в 16000 долларов. В то время вы могли купить более экономичный автомобиль с двигателем V8 с аналогичными, если не лучшими характеристиками, за 5000 долларов. Это большой разрыв, который Крайслер не смог преодолеть. Большинство автомобилей, а именно сорок шесть из пятидесяти пяти произведенных автомобилей, были переработаны в металлолом, чтобы Chrysler мог избежать уплаты импортных пошлин на кузова итальянского производства. Остальные были переданы на хранение в следующие автомобильные музеи: Музей Уолтера П. Крайслера, Национальный музей транспорта, Исторический музей Детройта, Музей Генри Форда, Автомобильный музей Петерсена, а также Смитсоновский институт. У нескольких частных коллекционеров действительно есть одна из оставшихся турбин Chrysler, в том числе Джей Лено, который купил его, потому что это время впечатляющих американских инноваций. Он говорит: «Я думаю, что это самая коллекционная американская машина — она была такой другой. Прежде всего, Chrysler Turbine — это напоминание о том, что все крутые штуки раньше были в США».
В 2013 году Chrysler отметила пятидесятилетнюю годовщину выпуска Chrysler Turbine, представив Chrysler 300 Turbine на Североамериканском международном автосалоне в Детройте. Автомобиль выставлялся на выставке в течение двух недель, напоминая о технологиях и инновациях в области турбин, которые лежали в основе бренда Chrysler и продолжают его использовать.
Источник: