Шатун представляет собой связывающий элемент меж коленчатым валом и поршнем. Его основная функция заключается в преобразовании поступательного движения поршня мотора во вращательное движение вала.
В системе мотора шатун является объектом повторяющегося действия нагрузок с переменным действием, которые изменяются от напряжения к сжиманию. Конкретно потому шатун должен владеть последующими чертами:
- крепкость;
легкость;
твердость конструкции.
Потому данный элемент мотора изготавливают из качественной стали. Способ производства: литье либо горячее штампование. На карах спортивного класса, также гоночных моделях, в состав мотора заходит шатун, сделанный из сплава титана.
Шатуны могут различаться друг от друга зависимо от вида мотора, в состав которого они входят, его схемы компоновки. Размеры также могут различаться. Обычно, они определяются высотой мотора: чем она больше, тем больше длина шатуна.
Стоимость на шатуны мотора самые различные, начиная от 30-40 баксов для российских каров и доходя отметки 100 и даже 150?200 баксов для иномарок.
Строение шатуна
Шатун имеет обычное устройство, которое состоит из последующих частей:
- стержня;
поршневой головки;
кривошипной головки.
Стержень представляет собой составной элемент шатуна, имеющий в большей степени двутавровое сечение. Некие модели имеют круглое, крестообразное, Н-образное либо прямоугольное сечение шатунного стержня. В стержне находится канал, созданный для транспортировки масла к подшипнику головки поршня.
Поршневая головка — это проушина с цельной структурой, снутри которой размещена втулка. Втулка представляет собой скользящий подшипник, созданный для вращения пальца поршня. Материал производства втулки: бронза либо сталь с оловом либо свинцом. Структура поршневой головки зависит от размера поршневого пальца, также от способа его крепления. Для того, чтоб уменьшить вес шатуна и, как следствие, нагрузку на поршневой палец, на неких авто движках устанавливают шатуны с поршневой головкой в виде трапеции.
Кривошипная головка — механизм, созданный для соединения шатуна и коленчатого вала вместе. Большая часть шатунов вооружена разъемной кривошипной головкой, это разъясняется методом сборки мотора внутреннего сгорания. Крышка головки, расположенная в нижней части, прикрепляется болтами к шатуну. Время от времени используют бандажное либо штифтовое крепление составных частей головки. Разъем кривошипной головки бывает 2-ух видов: прямой (размещен под углом 90 градусов относительно оси стержня), косой (под определенным углом к оси). Косой разъем употребляется для уменьшения размеров мотора V-образной формы.
На фото шатун с поршнем в сборе для кара Ford Mondeo 4 2.3 л
Профилированные стыковые поверхности головки обеспечивают препятствие при действии поперечных сил. При всем этом соединение быть может замковым либо зубчатым. Самым современным и пользующимся популярностью является соединение, сделанное способом раскалывания. Оно именуется сплит-разъемом.
Снутри кривошипной головки шатуна размещен подшипник, который состоит из 2-ух мультислойных вкладышей. Количество слоев может варьироваться от 2-ух до 5 в любом. Более обширно употребляются вкладыши из 2-ух и 3-х слоев. Двухслойный вкладыш сделан из стали с антифрикционной поверхностью. Трехслойный также состоит из стали, а антифрикционное покрытие делится специальной прокладкой.
Видео, как вышибить и установить поршень на шатун ВАЗ прохладным методом:
Видео советы — поменять шатун либо нет:
Создатель статьи: Есипович Евгений
Источник: