1-ый министр путей сообщения Павел Петрович Мельников – «Сиим человеком Наша родина может гордиться…» — lets-store.ru

«Мельников блестящим образом прошёл курс наук, был одним из самых образованных людей, с ясным и резвым мозгом, был блестящим доктором, учёным человеком, 1-ый положил начало устройству стальных дорог, научил для этого огромное количество людей и, будучи министром, отдал мощный толчок устройству дорог. Сиим человеком Наша родина может гордиться…», – пишет публицист и экономист Валериан Панаев в раритетном издании «Четыре министра путей сообщения» (1889), электрическая копия которого представлена на портале Президентской библиотеки. 

3 августа 1804 года родился Павел Петрович Мельников (1804–1880), узнаваемый инженер и учёный в области жд транспорта, почётный член Петербургской академии, создатель первого русского теоретического труда по жд делу и 1-ый министр путей сообщения Русской империи. На портале Президентской библиотеки можно ознакомиться с редчайшими материалами, повествующими о его жизни и деятельности, также с исследовательскими трудами, посвящёнными развитию в государстве юный жд отрасли.

В 14 лет Мельников поступил в Столичный великодушный пансион Василия Кряжева, по окончании которого был зачислен в Военно-строительную школу при Институте Корпуса инженеров путей сообщения. Опосля хорошего окончания обучения и службы в чине прапорщика в Строительном отряде профессиональный юный человек был зачислен на III курс Института Корпуса инженеров путей сообщения. 

«Блестящие возможности, быстрота суждения и совершенно талантливость Мельникова были увидены ещё тогда, когда он обучался в Институте путей сообщения, который до конца 40-х годов давал самое серьёзное и самое высочайшее образование, – читаем в книжке «Четыре министра путей сообщения». – В институте сосредоточилась тогда целая плеяда величавых и именитых профессоров, которые не только лишь блестящим образом передавали свои зания ученикам, но, не считая того, действовали на облагораживание духа крайних и на их нравственную сторону».

В 1830-х годах Мельников занялся исследованиями в области экономической эффективности и технической способности строительства в Рф стальных дорог и в 1835 году издал 1-ый академический труд по данному вопросцу – «О стальных дорогах», в каком внушительно обосновывал не только лишь настоящую возможность строительства русских стальных дорог, да и важные экономические перспективы такового начинания. А именно, он писал: «Распространение и улучшение внутренних сообщений есть, естественно, главнейший источник той деятельности в индустрии и торговле, которая составляет отличительную черту нашего века».

В 1837 году, с открытием Царскосельской стальной дороги, Наша родина стала 6-ой государством в мире, построившей рельсовую дорогу общего использования. Чудилось, была доказана необходимость введения в стране жд транспорта. Но врагов у технического новаторства нашлось много. Но им скоро пришлось отойти, не в последнюю очередь благодаря юным силам, инженерам новейшего поколения, одним из ярчайших представителей которого был Павел Мельников.

Перед началом масштабного общегосударственного строительства его командировали учить жд дело в Западную Европу, потом – в США (Соединённые Штаты Америки — государство в Северной Америке). Возвратившись, Мельников поставил вопросец о безотложном строительстве дороги Санкт-Петербург – Москва. В подробном отчёте о поездке он подверг критике существовавшие за границей нормы строительства стальных дорог и отдал ряд новейших предложений, свидетельствовавших о самобытности российской инженерной мысли. 

Резоны инженера уверили правителя – Николай I принял решение строить металлическую дорогу из Петербурга в Москву в согласовании с техническими предложениями Мельникова. Павел Петрович был назначен начальником Северной дирекции строительства. 

Департамент стальных дорог отпустил на изыскательские работы всего 4000 рублей. На эти средства было надо нанимать работников из числа фермеров и в протяжении наиболее 600 вёрст рубить просеки. Работы выполнялись вручную. Единственными «механизмами» были тяжёлая стальная кирка, лопата, тачка, носилки и большой древесный молоток в виде кирки для подбивки шпал балластом.

Официальное открытие магистрали Петербург – Москва состоялось 1 ноября 1851 года. В этот знаменательный денек при большенном скоплении зрителей по стальной дороге двинулся 1-ый «общенародный поезд». 

В 1858 году учёный был назначен членом совета головного управления путей сообщения и основным инспектором личных стальных дорог. Через четыре года он уже – основной управляющий путей сообщения. В 1865 году генерал-лейтенант Мельников возглавил вновь учреждённое Министерство путей сообщения.

Павел Петрович достаточно тяжело воспринял разрешённую правительством передачу в 1868 году магистрали Петербург – Москва в личное использование Основному обществу русских стальных дорог. «Сферы, симпатизирующие концессионерам и агрессивные постройке дорог правительством, взяли верх, – читаем в книжке «Четыре министра путей сообщения». – Мельников был атакован со всех сторон и был обязан соглашаться на концессии лицам, не представлявшим никакой гарантии для правительства – ни вещественной, ни нравственной. Наплыв в то время различных учредителей, вылезших из неизвестных щелей, можно считать не единицами, а почти всеми десятками». 

Крайние годы собственной жизни российский учёный-механик и инженер-генерал, один из создателей проекта стальной дороги Санкт-Петербург – Москва, 1-ый министр путей сообщения Русской империи прожил в Новгородской губернии в Любани (сейчас – Тосненский район Ленинградской области). Павел Петрович Мельников скончался в денек собственного 76-летия, 3 августа (22 июля) 1880 года. 

 

Источник: russia-on.ru

Добавить комментарий