«Средневековая» лодка идет по Ветлуге от истока к устью. Рассказываем, чем она неповторима — lets-store.ru

Прямо на данный момент по Ветлуге в Нижегородской области идет лодка, «как в Средние века». Это весьма необыкновенный проект, сделанный энтузиастами и полностью бесплатный для его участников: несколько экипажей на различных отрезках пути проходят по реке, делятся своими впечатлениями, фото и видео. Один из организаторов экспедиции Илья Смолин сказал NN.RU о том, что из себя представляет лодка и для чего всё это необходимо.

— Поведайте, пожалуйста, про лодку.

— Лодка представляет собой реплику, действующую полномасштабную копию, сделанную на базе существовавших образцов речных тс передвижения. Они и сейчас ещё имеют распространение, но являются только следом классической хозяйственной деятельности обитателей региона. Данный тип малых судов существовал также и далековато за пределами Поветлужья. Из него вышли почти все виды речного транспорта, обширно распространённые в своё время, но сейчас также утраченные. На схожих судах начиналось освоение территорий и осуществлялись транспортные и грузовые перевозки в широкий временной период. В разных вариантах постройки лодку употребляли и в ранешном Средневековье, и в «век пара и нефти».

Лодка не является четкой реконструкцией: при её разработке использовались современные материалы

Реплика данного сейчас утраченного исторического эталона сотворена с частичным внедрением современных материалов, увеличивающих «срок жизни» деталей. Но технологические приёмы, структура материалов и их поверхностей достоверны: древесные борта шиты еловой вицей, долблёное основание пропитано смолой. Семиметровая лодка не имеет палубы и стационарной крыши, но имеет две пары распашных вёсел и вспомогательный парус. Ходовое судно способно нести 5 человек и сопутствующий груз. Лёгкий корпус с мягенькими обводами река просто переносит через завалы и мели, но все эксплуатационные свойства ещё изучаются в пути.

Пространство строительства Лодки (пишу время от времени с большенный буковкы, т. к. это 1-ое слово в заглавии лодки, а 2-ое ей даёт хоть какой участник экспедиции, любой — своё, я называю её «Лодка-толстушка») — рядом с территорией Музея культуры дерева (природный парк «Воскресенское Поветлужье», где размещено озеро Светлояр) в Нижегородской области. Стройку началось в осеннюю пору 2019 года, но стадия главных работ затронула зиму и весну 2020-го.

Когда меня спрашивают о деталях лодки и истории её строительства, то разговор затягивается… Есть источники, формирующие представление о виде этих маломерных судов, косвенно либо впрямую дающие управление для их постройки. Старенькые фото крайних схожих лодок на Ветлуге и совсем должны могли быть упростить задачку реконструктора, но постоянно возникало что-то новое, что принуждало приостановить работу и изменять ранее сделанное. Описания в старенькых текстах, фрагменты находок археологических раскопок, наблюдения за технологической преемственностью в методах работы с деревом в регионе — всё это способно отодвинуть эталон от того, что уже изготовлено. Но лодки необходимо отпускать, не их дело простаивать на дворе.

— Заявки от участников собирались с января, а экипажи формировались с марта этого года. Ограничения пандемии не упростили компанию экспедиции. До введения ограничений любая из заявок была принята и встроена в комфортную всем систему распределения в команды. Но даже на данный момент, когда лодка уже в Нижегородской области, люди продолжают писать и звонить. Приходится с сожалением отказывать — сформированные экипажи сейчас только принимают нередких гостей.

Занять в Лодке пространство мог хоть какой желающий. Доказательство тому — составы экипажей, уже завершивших собственный путь. В одной лодке побывали историки, местные рыбаки, члены региональных парламентов, живописцы, доктора наук, этнографы, журналисты, офисные работники, писатели, музейные сотрудники и самовар.

Под парусами

— Стройку лодки велось за счет личных средств либо гранта?

— Лодка строилась на весьма ограниченные личные средства, без задействования посторониих ресурсов. Можно было избрать путь и проще, но сам факт начала строительства лодки стал основным поводом для возникновения участников и соорганизаторов экспедиции. Лодка экспедиции начала собственный путь 15 июля 2020 года лишь благодаря воле участников и силе помощи регионов. Помощь была общенародной: от банки зрелых ягод в далекую дорогу до вездеходного транспорта, безвозмездно доставлявшего новейших участников экспедиции к далеким берегам реки Ветлуги.

— Не небезопасно ли доверять лодку в руки незнакомых людей (если в экипаже нет вашего лоцмана)?

— Ответ на ваш вопросец идёт на данный момент по реке. Лодка — в целости и сохранности. А мелочи лишений лишь укрепили моё доверие к экипажам. Меня спрашивали ваши коллеги: боюсь ли я? Боюсь. Но больше не за лодку и экипажи, а за начатое нами дело. И почти все из участников идут в свои экипажи с этим же чувством. Почти все приезжают издалека со своими задачками и желанием посодействовать в регион, где никогда до этого не бывали. Лодка обязана дойти до устья Ветлуги, но груз оставшихся экспедиционных дел ещё велик.

— Откуда был старт?

Проект не случаем имеет в заглавии фразу «от истоков до устья». Река начинается с огромного количества маленьких ручьёв. Районы Кировской области так и не оставили спор о месте рождения реки. Местные же обитатели знают, что там, где завершается заросшая травкой речка Ветлужка, начинается река Ветлуга. Там на воду и встала лодка, чтоб пройти практически тыщу км по реке, через земли Кировской, Костромской, Нижегородской области и республику Марий Эл, и возвратиться домой.

— Сколько дней занимает маршрут?

— Все экипажи проходят собственный путь. И этот путь не будет похож ни на один иной. Кому-то хватило и пары дней, а кто-то остался в идей о реке и спустя недельку пути.

— Как я сообразила, участники группы ничего не платят. Какая мотивация у организаторов?

— 1-ое, что закладывалось в основание проекта — доступность и бесплатное роль для всякого. 1-ое письмо, адресованное мною двум будущим соорганизаторам проекта, было предложением к сотрудничеству на правах равных партнёров. И в предстоящем все, кто желал оказать помощь на любом уровне воплощения проекта: в настоящем партнёрстве, патронаже, административном сопровождении либо конкретном участии, получал свою выгоду от наших общих усилий, и я — тоже.

Скажу больше, в выгоде даже сама Лодка. Она как экспонат «живого» музея, реплика обычного судна сейчас может работать, неся на для себя новейшие группы открытой экспедиции «Вся Ветлуга / 2020». Это весьма большая возможность не только лишь показать вид ранее имеющихся образцов схожих плавсредств, да и написать её легенду. Легенда тут — не форма сказки, а музейный термин: информация о происхождении, бытовании, данные о методах использования предмета и его обладателе. Но что может поведать о для себя предмет, стоя на полке?

За поисками инфы музейные сотрудники уходят иногда весьма далековато. Кто-то уже пошутил, что Илью Смолина не будут больше звать «на картошку» — он очень глубоко роет.

Следя за прохождением по реке высказывания классической лодки, можно выяснить весьма почти все и о лодке, и о человеке.

— Сколько дней продолжается полный маршрут?

— Весь маршрут по реке занимает наиболее полутора месяцев, но в счёт идут часы и деньки, когда экипажи Лодки уходили очищать берега реки от мусора либо собирать этнографическую информацию в деревнях и сёлах Поветлужья. Ну и просто поймите: кто узрел реку Ветлугу, тот уже никуда не торопится.

— Как лодка попадет назад к месту старта?

— Назад к месту старта лодка уже не вернётся. Её дом — музей. Следуя весьма старенькой традиции, её деталь либо гранит из балласта необходимо было бы передать на последующее судно. Вот лишь один вопросец: покажутся ли на Ветлуге вновь такие лодки.

Смотреть за отчетами путников, которым посчастливилось попасть в экипажи, можно в группе проекта во «ВКонтакте».

Ветлуга таит много загадок — несколько годов назад на её берегах отыскали огромную затонувшую беляну. За ранее её возраст ученые оценивают в 350 лет. Подробнее о этом читайте тут.

Источник: www.nn.ru

Добавить комментарий