История создания
Сотрудничество между Ford Motor Company и Россией началось в 1909 году. Ford был важным поставщиком легковых автомобилей и коммерческих транспортных средств, таких как тракторы и грузовики, особенно в 1910-х и 1920-х гг. Десятки тысяч автомобилей были импортированы в Советский Союз, потому что собственная автомобильная промышленность была недостаточно развита. Первый пятилетний план 1928 года, который вообще внес большой вклад в развитие советской промышленности, предусматривал также строительство отечественного автомобильного завода. В 1929 году был заключен официальный контракт с Ford, предусматривавший, что СССР ежегодно должен закупать большие партии комплектов для моделей Ford, для производства на вновь построенном Нижегородском автомобильном заводе короткой сборки НАЗ (с 1933 года ГАЗ).
Еще в начале 1931 года советское правительство заявило, что прогнозируемые объемы были значительно превышены. Великая депрессия ударила и по Ford, и по Советскому Союзу, поэтому требовалось значительно меньше комплектов. К концу 1932 года завод в Нижнем Новгороде был доведен до уровня, на котором он мог выпускать автомобили. Первые автомобили ГАЗ-А покинули залы 8 декабря 1932 года, примерно в это же время началось производство ГАЗ-АА. Это был грузовик, который был построен на том же шасси и состоял из многих других частей автомобиля ГАЗ-А.
30 декабря 1932 года, после торжественного митинга, первая промышленная партия из 25 ГАЗ-А и 25 грузовых ГАЗ-АА отправилась в Мοскву. Так как асфальтовой дороги между Нижним Новгорοдом и Москвой не было, то путь предстоял довольно сложный. За время прοбега колонна останавливалась 162 раза из-за технических неисправностей, которые были вызваны в основном низким качеством установленных деталей. Несмотря на сложные дорожные условия и непогоду, все автомобили добрались до Москвы своим ходом.
17 апреля 1935 года с конвейера Горьковского автозавода сошел 100-тысячный автомобиль ГАЗ-А. Он был окрашен в розовый цвет и был оборудован дополнительными фарами, звуковыми сигналами и хромированный решеткой радиатора. 3 мая юбилейный автомобиль был вручен наркому.
Автомобиль ГАЗ-А производился в период с 1932 года по 1936 год. Ему на смену пришел более современный ГАЗ-М1. Всего было выпущено 41726 экземпляров ГАЗ-А: в 1932 году – 35 штук, в 1933 году – 10252 штуки, в 1934 году – 15254 штук, в 1935 году – 16126 штук. Легковые автомοбили ГАЗ-А получили широчайшее распространение в Советском союзе. Большая часть автомобилей отправилась в армию, где они применялись как командирские и штабные машины. Очень много фаэтонов принимало участие в начале Великой Отечественнοй войны.
Большое количество ГАЗ-А поступило на службу в таксопарки различных городов страны, но в ходе их эксплуатации было выявлено много недостатков: автомобили с открытым верхом без отопления и без багажника очень плохо подходили для работы в такси.
Имел советский ГАЗ-А и ряд недостатков: мягкость рамы приводила к быстрому расшатыванию соединений кузова, из-за чего дверцы автомобиля переставали закрываться, очень часто выходило из строя рулевое управление, карданные соединения и рессоры подвески. Однако были и плюсы: ГАЗ-А стоил недорого, был неприхотлив к топливу и его ремонт можно было выполнить в любых условиях.
Источник: