Чешские авто времен социализма — lets-store.ru

Статья про авто Чехии времен строительства социализма: вехи истории чешского автопрома, модели, фото. В конце статьи — видео о чешском автопроме времен СССР (Союз Советских Социалистических Республик, также Советский Союз — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Европы и Азии).

Содержание статьи:

    Skoda
    Tatra
    Praga
    Avia
    Liaz
    Karosa
    MTX
    Видео о чешском автопроме времен СССР (Союз Советских Социалистических Республик, также Советский Союз — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Европы и Азии)

Авто индустрия Чехословакии развивалась в прошедшем веке достаточно активно, не уступая автопрому Германии и Австрии. Социалистический строй оказал благотворное действие на судьбу чехословацкой автомобилестроения, содействуя бурному росту и известности в соцстранах.

Автотранспорт Чехословакии представлен был 10 большими производителями, из которых более увлекательны:

    Skoda;
    Tatra;
    Praga;
    Avia;
    Liaz;
    Karosa;
    МТХ.

Skoda

На фото: древняя реклама Шкоды
Переход Чехословакии в лагерь соцстран никак не воздействовал на лидирующем положении компании. К моменту окончания войны Skoda соответствовала европейским соперникам по уровню развития технологий, но по прошествии пятнадцати лет отставание сделалось очевидным.

Но патриотичные чехи как и раньше обожали российские авто: Felicia, Spartak, Octavia и Tudor ценились как на внутреннем авторынке, так и в остальных странах соцблока. В Чехословакии, чтоб приобрести машинку, приходилось ожидать собственной очереди до восьми лет!

На рубеже 70-х годов прошедшего столетия заднемоторные и заднеприводные версии Skoda начали уступать нашим «Жигулям», а к 80-м годам, невзирая на ряд модернизаций, выглядели морально устаревшими, несмотря на пылкую и патриотичную любовь чехов к «эмбечкам» (МВ1000).

Разработанная новость Favorit 136 в корпусах хэтчбек и универсал, выставленные Skoda в 1987 году, оказалась на удивление конкурентоспособной в социалистическом лагере. Почти во всем таковой «прорыв» был обоснован начавшимся распадом Чехословакии на два независящих страны.

Приумножая заслуги Skoda, правительство страны заключило контракт о совместных проектах с Volkswagen. Равномерно долевое роль Чехии уменьшалось, и в итоге Skoda стала всецело германской собственностью (2000 год).

Tatra

На фото: легковая Татра
Tatra ведет свое начало с середины XIX века, производя тогда брички и коляски, потом – жд вагоны. Большая популярность машин этого бренда — почти во всем награда профессионального автоинженера Ганса Ледвинка, смогшего воплотить ряд необычных мыслях, приметно отличавших авто его конторы от всех других:

    он установил раму-хребет заместо обычных лонжеронов;
    сделал подвеску из находящихся в движении полуосей и недвижной поперечной рессоры.

Разработки велись, кроме легковушек, и над созданием грузового автотранспорта. В итоге компания производила как легкие грузовики в одну тонну весом, так и трехосные полуторатонные модели с колесами 6х4.

С периода после войны и до 1952 года Tatra продолжала выпуск вагонов и десятитонных грузовиков с колесной формулой 6×6 Tatra-111R, символизирующих новейшую жизнь чехословацкого автопрома.

В особенности выделялась двухосевая модель T805 с полным приводом и бензиновым движком от правительственного авто T603.

Популярность пришла к модели стараниями журналистов и путников – Иржи Ганзелки и Мирослава Зикмунда, отправившихся на паре экспериментальных, специально оснащенных машинках в протяженное автопутешествие по маршруту от Близкого Востока через Европу в Азию.

На фото: Татра 805
В 1960-е годы спецы Tatra договариваются о единой трехосной платформе с полным приводом, которой с этого момента оснащаются все грузовики данной конторы.

Вопреки тенденции отставания соцстран в техническом развитии, грузовые машинки поражали воображение синхронизированной коробкой, межосевыми дифференциалами, необычной рамной конструкцией. В итоге Tatra стала поставлять в период социализма автомашины в 5 10-ов государств.
Новенькая версия Т 813 8х8 Kolos обзавелась 4-мя ведущими осями и 12-цилиндровым дизелем, охлаждающимся воздушным методом. Красивый ход инженерной мысли чехословацких профессионалов подтверждался внедрением необыкновенной коробки, имеющей 20 передач фронтального хода и 4 задних.

Сначала 70-х годов ХХ века Tatra занимает пространство основного производителя огромных грузовиков. К 1983 году модельный ряд изменяется, на 1-ый план выходят современная разработка – Т815. Она подразумевала большущее количество вариантов грузового транспорта с разными колесными формулами при унифицированной платформе и единой компоновкой мотора, который различался бы только по числу клапанов.

На платформе 815 модели выпускались сотки вариантов самосвалов на больших колесах, седельных грузовиков, шасси для стройтехники. Известны были эти грузовики и в СССР (Союз Советских Социалистических Республик, также Советский Союз — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Европы и Азии).

Раллийная версия модели с фуррором выступала на специализированных соревнованиях, в том числе на престижной гонке Париж-Дакар, попадая в число фаворитов.

Компания Tatra также выпускала и легковушки. 87-я модель, ведомая неугомонными Ганзелкой и Зикмундом, направились покорять Африканский материк и Америку, популяризируя чехословацкий автопром.

Последующей в легковой плеяде каров под знаком Tatra явилась «Tatraplan» — машинка бизнес класса, сделанная для обеспечения нужд высших партийных управляющих государств социалистического блока.

Следом за ней разработали 603-ю модель, сохранившую отличные аэродинамические характеристики обтекаемого кузова и снаряженную воздушным мотором, также независящими подвесками.

На фото: Татраплан
Крайней «социалистической» легковушкой оказалась модель 613, почти во всем приобретшая стильную современную наружность благодаря итальянскому кузовному ателье, выполнившему дизайн экстерьера.

Предназначалась машинка для партийной элиты и поставлялся в остальные страны соцблока, в том числе в СССР (Союз Советских Социалистических Республик, также Советский Союз — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Европы и Азии). В плане технической оснащенности 613 на голову превосходил собственных предшественников.

Модель «погибла» совместно со государством. Чехи пробовали реанимировать выпуск 613 модели, доработав ее и переименовав, но стремительно сообразили, что кар неконкурентоспособен. Ведь страны соцлагеря больше не были едиными, а новейшие рынки Европы предъявляли другие, высочайшие требования к поставляемой продукции.

Praga

На фото: грузовик Прага
В маленькой стране все производители грузовых машин так либо по другому пересекались, идеи витали в воздухе. Потому любая марка каров вошла в социалистический период истории с уже неплохим припасом прочности и послужным перечнем.

Автопредприятие Praga появилось сначала ХХ века, выпуская поначалу легковые автомашины, а потом переориентировавшись на выпуск трамваев в составе концерна CKD.

В период войны завод ориентировался на выполнение германских заказов, а послевоенное мирное время повстречал в руинах, разбомбленный союзной авиацией. Ничтожные остатки завода перевезли под крыло Aero — другого авто- и авиапроизводителя, попутно переименовав.
Под эгидой новосозданного завода имени Готвальда сошел с сборочного потока известный вэдовый грузовик «Прага» на 3-х осях с татровским движком на дизтопливе, применяемый в разных областях народного и военного хозяйств. Выпуск его не прекращался 30 лет.

На рубеже 1960-х годов Praga оказалась в составе концерна Avia, равномерно разделяясь на филиалы. Ведущее предприятие в Лентянах продолжало выпуск грузовиков, а Высочанское создание переориентировали на выпуск трансмиссий для чехословацкой автомобилестроения.

Середина 80-х годов, незадолго до окончания периода социалистического строительства, ознаменовалась разработкой колесного гиганта Univerzalni Vozidlo, способного работать как с прицепным, так и навесным оборудованием, выполняя огромное количество функций, подобно германскому Унимогу.

Avia

На фото: грузовик Авиа
Грузовые авто конторы Avia были очень всераспространены в СССР (Союз Советских Социалистических Республик, также Советский Союз — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Европы и Азии). Начиналась Avia с маленькой авиационной мастерской, сделанной в 1919 году.

Опосля капитуляции Германии пришло мирное время, компания использовала мощности Лентянского завода для производства 7-тонных грузовых машин Skoda и одноименных автобусов. Туда же переехало в конце 1950-х годов автопредприятие Praga.

Новейший толчок в развитии произошел в 1967 году, когда удалось заключить контракт с компанией SAVIEM (Франция). Он подразумевал активное роль французов в налаживании на чехословацком заводе выпуска грузовиков серии SG2 (грузоподъемность — полторы тонны) и SG4 (грузоподъемность — три тонны).

К рубежу 1970/80 годов грузовой транспорт Avia выпускался только на конвейере в Лентянах, наиболее не завися от французской компании. Грузовики намедни распада социалистического блока подверглись модернизации, повлекшей за собой повышение размера мотора. На заводе раз в год выполнялось порядка 15 тыщ машин, предназначавшихся на экспорт социалистическим соседям.

1986 год ознаменовался тем, что Avia вошла в концерн, объединивший Praga, Дачешский машиностроительный завод и BSS. Сделанные на местности Лентяновского завода шасси использовались на остальных заводах для сборки спецтехники. Как досадно бы это не звучало, в 1988 году концерн закончил существование.

Liaz

На фото: Лиаз на трассе Париж-Дакар
В послевоенное время в Чехословакии произошел суровый переезд заводов по производству грузового автотранспорта, создав условия для вхождения на рынок марки Liaz.

Передислоцировав автозавод Praga под крыло Avia, грузовой транспорт Skoda перебрался в Либерцы. Параллельно велась реконструкция малых компаний сопутствующего автомобилестроению профиля.

Они все стали составными частями большого завода AZNP с головной конторой во Млада Болеславе, образовав единое общество Либерецких авто заводов (Liaz).

Заглавие Skoda на производимых грузовиках равномерно сошло на нет, получив новое имя – Liaz. С новеньким брендом для уже испытанной техники чехи намеревались покорять западный рынок, но продукция там оказалась невостребованной, зато ее «с руками» отрывали восточные соседи, в том числе Русский Альянс.
Лиазовские грузовики воспользовались популярностью, не один раз участвуя в имиджевом ралли по маршруту Париж-Дакар. Но разрушение социалистического лагеря чувствительно стукнул по производству, а распад Чехословакии совсем добил создание.

Karosa

На фото: автобус Karosa
Еще в крайние годы XIX века мастерская по выпуску каретных экипажей Sodomka воспользовалась известностью как не плохое кузовное ателье. В 1920-е годы оно разрабатывало и выпускало кузова для всех ведущих автопроизводителей страны — Aero, Tatra, Praga, Skoda, в числе его заказчиков отметились даже Мерседес, Duesenberg и остальные автопроизводители.

Опосля пришествия мира в Европе ателье переименовали в фирму Karosa, которая намеревалась выпускать автобусы всех моделей.

Исключением из правил стал только правительственный спецавтомобиль с бронированным покрытием — Skoda VOS, над созданием и выпуском которого трудились спецы всей чешской автомобилестроения.

Мотор для специального лимузина изготавливала Praga, ходовую часть собирали на Skoda, интерьером салона занималась Tatra, а весь кар собирали из составных частей воедино на Karosa.

Автобусы Karosa бегали по дорогам Русского Союза с 1950-х годов. Тогда это были рамные модели 706RO, снаряженные движками Skoda.

В 1970-е годы автопроизводство на Karosa подверглось полной реконструкции, старенькые цеха пришли в негодность, а рядом с ними смогли выстроить новейший завод. Таковая глобальная перестройка дозволила предприятию резко повысить уровень применяемых технологий, создавая новое поколение автобусов.

Распад страны на Чехию и Словакию с нарушением всех налаженных промышленных цепочек нанес Karosa сокрушительный удар. Свойство выпускаемой продукции усугубилось, а количество собираемых автобусов резко свалилось.

Только вовремя подписанные договоры с Renault дозволили чехам остаться на плаву, а позже и обновить с помощью французов линейку моделей.

MTX

На фото: Metalex
Кроме раскрученных брендов для грузовых и легковушек, в Чехословакии выпускались еще спецавтомобили и спортивные модели под маркой Metalex либо, по-иному, МТХ.

Создание инициировалось личными инвестициями, с трудом вписываясь в рамки социалистической системы. Единственной лазейкой, позволявшей собирать спортивные машинки, было членство MTX в Чешском мотоспортивном клубе.

Заключение

Большая часть чехословацких автопроизводителей, нацеленных на внутреннего пользователя и страны социалистического лагеря, не смогли пережить крах системы и распад страны, сойдя на нет либо растворившись в европейских концернах.

Основным автобрендом Чехии на сей день выступает Skoda, производя наиболее 60% от транспорта страны. На местность Чехии с энтузиазмом посматривают большие игроки на авторынке — Citroen, Хэндэ, Peugeot и Тойота, заинтригованные в производственных мощностях страны, ведь в ней четверть всего сектора индустрии до сего времени составляет автопромышленность.

Видео о чешском автопроме времен СССР (Союз Советских Социалистических Республик, также Советский Союз — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Европы и Азии):

Создатель статьи: Сергей Василенков

Источник: fastmb.ru

Добавить комментарий